«Были так близко к земле»
Спустя три недели после катастрофы самолёта «Азербайджанских авиалиний» была опубликована полная расшифровка переговоров экипажа с диспетчерами. После этого стало понятно, почему Россия не спешила виниться перед президентом Алиевым, чего он настойчиво требовал. Выяснилось, что все решения принимал экипаж, чего азербайджанский лидер просто не мог не знать, когда по-хамски обращался к российским властям после инцидента. Впрочем, обо всем по порядку.
ЧП произошло 25 декабря вблизи западно-казахстанского города Актау, расположенного на побережье Каспийского моря. Борт Embraer 190 следовал по маршруту Баку - Грозный. В салоне находились 67 человек, больше половины из которых погибли. Позже выяснилось: лайнер пошёл на снижение, а затем вдруг стал вести себя совершенно непредсказуемо.
Азербайджанский самолет незадолго до падения
Сначала он попытался набрать высоту, сделав эдакую «горку», а потом стремительно начал снижаться. Как результат – воздушное судно буквально воткнулось в землю, развалилось на две части, одна из которых мгновенно воспламенилась. Удивительно, что при такой катастрофе вообще кто-то сумел уцелеть. В число счастливчиков, про которых в подобных случаях говорят, мол, «в рубашке родился», - оказался Нуруллах Сираджов.
«Я видел, что мы уже прибываем, видел здание аэропорта, полосы, самолёты, - позже в интервью СМИ рассказал пассажир. - Представьте, что смотрите вниз с 10-этажного здания. Мы были так близко к земле и были уверены, что приземляемся именно здесь».
После случившегося Владимир Путин выразил соболезнования народу Азербайджана. Более того, он лично позвонил Ильхаму Алиеву и предложил всестороннюю помощь. Тем удивительней оказались дальнейшие действия главы республики. Как писал в те дни «Царьград», президент Азербайджана в откровенно неуважительной манере прокомментировал позицию и роль России в расследовании инцидента.
По его утверждению, гражданский самолет был поврежден извне на российской территории, что привело к потере управления. Из строя лайнер был выведен средствами радиоэлектронной борьбы, а затем получил повреждения хвостовой части от огня с земли.
Президент Азербайджана весьма негативно высказался в отношении России после ЧП
Алиев также заявил, что Россия пыталась замять дело, выдвигая такие неправдоподобные версии, как взрыв кислородного баллона и попадания в самолет птиц. Поэтому от ее услуг при расследовании авиакатастрофы Азербайджан отказался, зато привлек европейских экспертов.
«Если бы сразу после аварии мы увидели со стороны России справедливые и адекватные шаги, возможно, мы бы не возражали», - объяснил журналистам свою позицию Алиев.
Запах топлива и взрыв…
Информация из «чёрных ящиков» не оправдала ожиданий ни самого президента Азербайджана, ни представителей коллективного Запада. Как заявил Сергей Лавров, министр иностранных дел России, содержимое устройств дало немало интересной информации, подтверждающей, что необходимо дождаться полноценного расследования.
Из расшифровки записей следуют, что экипаж самолета вёл себя, мягко говоря, своеобразно. Борт с отказавшим оборудованием, если не теряет связи с землёй, как правило, полностью полагается на советы диспетчеров, которые его ведут к безопасной посадке. Но в случае с AZAL экипаж почему-то все решения принимал сам.
При падении самолет развалился на две части
Диспетчеры, судя по «черным ящикам», предлагали садиться сначала в Грозном, затем в Минеральных Водах и даже в Махачкале. Специалисты предоставляли экипажу информацию о других аэропортах в России. Почему 62-летний командир лайнера Игорь Кшнякин решил сначала лететь в сторону Баку, а затем отправиться в Казахстан, неизвестно.
Однако именно он сообщил об ударе птиц в кабину пилотов и о взрыве на борту. К сожалению, подробности от Кшнякина узнать не удастся. Мужчина погиб во время посадки самолета. Примечательно, что указом Ильхама Алиева ему посмертно присвоено звание Национального героя Азербайджана.
Здесь стоит, наверное, напомнить, как все тот же Алиев еще недавно обвинял российскую сторону в выдумках по поводу птиц и взрыва. Мол, таким образом русские попросту пытаются отвести от себя подозрения. Командир корабля своими последними словами, сказанными перед катастрофой, подтвердил все-таки нашу правоту.
«У нас ситуация такая: кислород заканчивается в кабине пассажирской. Значит, там взорвался кислородный, по-моему, баллон. А значит, запах топлива идёт. Некоторые пассажиры теряют сознание. Разрешите, мы пойдём на меньшей высоте», - успел выдать в эфир Игорь Кшнякин.
Игорь Кшнякин
По предварительной версии, кислород начал стремительно заканчиваться из-за разгерметизации салона после того, как фюзеляж получил внешние повреждения. О том, что на самом деле произошло в небе над Западным Казахстаном в день празднования католического Рождества, станет известно после завершения всех стадий расследования.
Уже сейчас можно с уверенностью говорить, что вины РФ в этой трагедии нет. Так может Ильхаму Гейдаровичу Алиеву теперь уже самому стоит принести извинения нашей стране? Как вы считаете?