«Не видим данных»
Возможно, кто-то из читателей удивится, узнав, что для юной Иры Муравьевой, коренной москвички из интеллигентной семьи, двери творческих вузов открылись далеко не сразу. Поначалу ее не брали ни в одно театральное училище, что искренне удивляло вчерашнюю выпускницу средней школы. Как же так? Ведь там она участвовала практически во всех постановках, занималась в местном театральном кружке. И вдруг все члены жюри словно сговорились: «Не видим данных!»…
Однако мечта стать актрисой настолько охватила ее, что девушка решила не сдаваться. Очередную «штурмовую» попытку она совершила через год и снова провал. Единственным местом, куда ее взяли, оказалась студия при Центральном детском театре. И то, как вспоминала позднее сама Муравьева, ее зачислили только благодаря московской прописке и тому, что конкурс при поступлении был небольшой.
Видимо, так было угодно судьбе: в студии Ира познакомилась с Леонидом Эйдлиным, молодым режиссером-постановщиком, к тому времени уже снявшим несколько фильмов-спектаклей.
Ирина Муравьева в фильме-спектакле «Разные люди» (1973 год)
«На первой же репетиции Лёня при всех заявил, какие у Иры красивые глаза, - позже в одном из интервью рассказывал народный артист РСФСР Геннадий Печников. – Помню, все удивленно посмотрели на него и, в первую очередь, сама Ира. Как потом оказалось, Эйдлин сразу, в первый же день, решил: «Эта девушка будет матерью моих детей».
Они поженились, несмотря на то, что режиссер был старше на 12 лет, а вскоре на свет появился их первенец Даниил. На второго ребенка супруги решились спустя восемь лет – в самый разгар кинокарьеры актрисы. За плечами уже были легендарные фильмы «Москва слезам не верит» и «Карнавал», признание публики и властей (Государственная премия СССР и орден «Знак Почета»).
К тому же она уже блистала в театре имени Моссовета, выходя на одну сцену с великими актерами Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом. Муравьева к середине 80-х, действительно, купалась в лучах славы и казалась окружающим счастливой женщиной.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
Счастье любит тишину
Мало кто знал, какую трагедию за несколько лет до рождения второго сына она пережила. ЧП произошло на съемках фильма «Карнавал», который снимала знаменитая Татьяна Лиознова – «мама» Штирлица. Муравьевой досталась главная роль Нины Соломатиной – провинциалки, мечтавшей покорить большую сцену.
Кинопроцесс сопровождался изнурительными физическими нагрузками. Режиссер требовала от актрисы убедительности во время сцен катания на коньках, поэтому Муравьевой приходилось буквально изнемогать на тренировках. И это при том, что она была беременна.
«Во время катания на коньках Ира получила травму, в результате чего потеряла будущего ребенка. Конечно, очень переживала, - вспоминала позднее актриса из цыганского театра «Ромэн» Екатерина Жемчужная, снимавшаяся в этом же фильме. - Я ей сказала: «Не переживай. В твоей жизни будет много радости и много счастья».
Второго сына Ирина Муравьева буквально подарила себе на день рождения – Женя родился 6 февраля 1983 года, а 8-го актриса отметила свой 34-й день рождения. А потом случилась… «Самая обаятельная и привлекательная» - картина, которую многие поклонники актрисы считают лучшей в ее фильмографии.
Ирина Муравьева с сыновьями
Примечательно, что сама Муравьева была совершенно не рада предложению режиссера Геральда Бежанова, поскольку мечтала отойти от образов ветреных и простодушных девчонок, грезивших о женском счастье. Однако эта роль была написана специально для Муравьевой, поэтому и режиссер, и члены съемочной группы буквально взяли артистку измором. За ней ходили по пятам, караулили у подъезда, встречали и провожали, в итоге все же уговорили. Как оказалось, не зря: на свет появился очередной киношедевр.
В 90-е и начале «нулевых», когда фильмов снималось немного, супругу в собственных картинах задействовал муж. Эйдлин снял тогда с ее участием «Эту женщину в окне», «С новым счастьем!», «Спас под березами».
«Взаимоотношения Иры и ее мужа очень трепетные, что и держало их семью, - цветы, подарки, записочки, звонки, - вспоминала актриса Лариса Кичанова. - Они даже если два часа друг друга не видели, уже скучали».
Муравьева и Эйдлин: одна жизнь на двоих
Такое вот тихое счастье… Увы, оно закончилось 16 февраля 2014 года – через несколько дней после того, как Ирина Муравьева отметила свое 65-летие. Ее любимый мужчина скончался в результате инсульта. Через год не стало мамы…
От полного одиночества и разочарования жизнью спасли сыновья и внук Ваня (второй, названный в честь деда Леней, появился через несколько лет), ну и, конечно же, работа. В Малом театре, куда Муравьева перешла из Моссовета в начале 90-х, она была задействована, как говорится, «по полной». Играла в «гоголевских» пьесах «Женитьба» и «Мертвые души», в спектаклях по произведениям Кокто и Уайдлера.
И вдруг известие - Муравьева ушла в монастырь… Впрочем, это оказалось всего лишь слухом. В свои почти что 76 лет актриса, по-прежнему, в строю. Она много играет в театре, гастролирует по стране - на радость своим зрителям, которые помнят и любят ее до сих пор. Не это ли - самая большая награда для артиста?