Тогда погибли 122 человека, включая множество детей. Теперь, после декабрьского крушения «Волгонефти-212» и «Волгонефти-239», становится понятно, что следы частично ведут в том же направлении. У «Волгонефти-212» и «Булгарии» оказались собственники из одних структур.
Очередной семейный подряд
Злополучной «Булгарией» владело «Камское речное пароходство». Его хозяин – бизнесмен Михаил Антонов, который этим бизнесом занимался с девяностых годов.
Так вот, у Антонова в подчинении трудились некий Виктор Сельков и один из его сыновей. В свою очередь, «Волгонефтью-212» владело ООО «Кама шиппинг», где директор – Сельков Константин Викторович. Это данные сервиса RusProfile.
Михаил Антонов
Антонов, в разговоре с изданием «Известия» заявил, что знает, откуда у его бывших подчинённых деньги на бизнес танкерных транспортировок нефти и её продуктов.
«Работая у нас в компании, Виктор Сельков и его сыновья были пойманы на получении откатов, хищении векселей пароходства на многомиллионные суммы. Эти деньги и стали их начальным капиталом», - рассказал изданию Антонов.
Пока же единственными подозреваемыми в разливе мазута в Черном море числятся капитаны обоих танкеров. Ликвидация мазутных разливов идёт второй месяц, в ней задействованы как службы МЧС, так и тысячи волонтёров со всей страны.
Длинная история
Лишь в середине января прокуратура и Морская спасательная служба инициировали иски к предприятиям «Кама шиппинг», «Каматрансойл» (Пермь, владелец Виктор Сельков и сыновья Константин и Александр) и ЗАО «Волгатранснефть» (Москва). Предмет иска – ущерб из-за необходимости уборки из акватории моря и прибрежной зоны токсичного вещества.
К пермским компаниям по речной транспортировке энергоресурсов и леса, оказались и другие вопросы от госорганов. Налоговая после крушения судна в прошлом декабре заявила о блокировке счетов ООО «Кама шиппинг».
Подъём «Булгарии» со дна Волги в июле 2011 года
Всё просто: транспортная фирма задолжала государству 55 млн рублей налогов. И это случилось не впервые.
Четыре года назад УФНС по Прикамью из-за нарушений доначислило «Кама шиппинг» 23,4 млн рублей налогов по итогам арбитражного процесса. А дело в том, что в 2018 году, компания показала доходы в 316 млн рублей. Но НДС составил 0 рублей.
Это компания провернула с помощью фиктивных сделок и получения льготных вычетов. Тогда им удалось обойтись без уголовного расследования и всё закончилось сугубо налоговым эпизодом.
Кроме этих «прегрешений», оказалось, что компания не соблюдала требования минтранса к перевозке солярки и бензина. Танкеры часто брали больший вес, чем разрешали технические параметры.
Бывший партнёр «Роснефти»
У ЗАО «Волгатранснефть», чей офис числится на Большой Почтовой улице в Москве, пока не такая яркая история. Однако те же «Известия» обратили внимание на предельно скромный офис, в котором находится компания, имеющая несколько танкеров.
Формальным директором «Волгатранснефти» является Ирина Сомова. Однако издание выводит владельцев предприятия к московскому бизнесмену Игорю Шавве.
Треснувший корпус «Волгонефти-239»
Например, 12 лет назад издание «Морские вести России» назвало Игоря Шавву председателем совдира «Волгатранссервиса». А у этого предприятия оказался общий электронный адрес и телефонный контакт с «Волгатранснефтью». И офис «Волгатранснефти» находится в зданиях, которыми владеют структуры Игоря Шаввы.
И «Волгатранснефть» и «Волгатранссервис» в десятых годах были среди исполнителей госконтракта – перевозчиков продукции «Роснефти». После корпорация перестала допускать эти компании на свои тендеры.
Так или иначе, степень причастности всех предприятий к катастрофам и их ответственность 15 декабря проверит прокуратура и, если понадобится – суд.
Следствию предстоит кропотливая работа
Главная техническая причина крушения транспортных кораблей – их большой возраст, неприспособленность к рейсам в шторм и нарушения эксплуатации. «Волгонефть-212» начали эксплуатировать в 1969 году (55 лет на момент крушения), «Волгонефть-239» - в 1973 году (51 год).
У судов данной серии существуют ограничения на плавание в штормы, рассказал Игорь Ковальчук, член Российского профсоюза моряков.
На полную очистку моря и пляжей от мазута могут уйти годы
«Если ими пренебречь, корабль может переломиться. Нос и корма стоят на двух волнах во время качки, а середина провисает и может не выдержать. Тем более, если судно идёт с перегрузкой», - отметил он.
По сути, корабли «Волгонефть» серии 1577 (к ним принадлежат оба погибших судна), являются речными танкерами с допуском на выход в море в спокойную погоду. Ограничения довольно жёстки для этой линейки танкеров: зимой, когда на морях царят штормы, им туда выходить строжайше запрещено.
Теперь прокуратуре, а возможно и следствию, придётся выяснять, кто разрешил им выйти в море, какую роль играли отраслевые надзорные органы, а также владельцы танкеров и руководитель порта, из которого они выходили.