Куда же пропали самолеты?
На скриншоте ниже — типичная карта для отслеживания авиарейсов в приложении Flightradar24. Каждый желтый значок обозначает реальный самолет, находящийся в воздухе в текущий момент. И, если, например, над европейским континентом или Китаем их огромное количество, то над Тибетом — полная пустота. Очень загадочно, и даже пугающе пусто.
При этом, важно отметить, что никаких официальных запретов на полеты в этом месте нет. Но, как показывает практика, сама природа, особенности техники, а также экономические и политические факторы делают вероятность полетов крайне нежелательной идеей.
В этом плане стоит отметить, что Тибетское нагорье располагается в среднем на высоте более 4500 метров над уровнем моря. Важно подчеркнуть: «в среднем». Для сравнения: Эльбрус, высочайшая гора России, достигает чуть более 5600 метров, а здесь вся территория находится практически на уровне базового лагеря под вершиной Эльбруса!
Фото: скриншот. Источник: Flightradar24
Неужели, реальная опасность для самолетов?
Важная особенность этой местности: разреженность воздуха. Чем выше набор высоты, тем меньше кислорода. А реактивным двигателям для работы он необходим, и без кислорода им становится трудно. Мощность их падает, самолет утрачивает тягу, расход топлива становится чрезмерным.
Второе: сложности с подъёмной силой. В разреженном воздухе крылу куда сложнее удерживать самолет. Это сравнимо с попыткой грести по воде... но вместо воды — лишь пар. И если бы это были единственные проблемы. Увы нет, все сложности только начинаются.
Может ли пойти что-то не так?
В авиации существует одно нерушимое правило: при возникновении разгерметизации салона на большой высоте экипаж обязан экстренно снижаться до отметки в 3 тысячи метров. Именно на данной высоте человек способен дышать без кислородной маски.
Теперь возникает вопрос на засыпку: куда осуществлять снижение, если под вами раскинулись сплошные горные хребты высотой 4–5 тысяч метров? Ответ: фактически некуда.
Попытка быстрой посадки над территорией Тибета эксперты сравнивают с попыткой аварийно приземлиться, спрыгнув со второго этажа прямо на спину бегемота. Да еще и в полной темноте. Нет доступных ровных площадок, нет подходящих для приема аэродромов, нет возможности совершить дозаправку и продолжить полет.
Фото: Илья Питалев. Источник: ria.ru
Резерва кислорода в масках хватает всего лишь на 15–20 минут. Много это или мало? Специалисты говорят так: если вам потребуется искать место для экстренной посадки, полагаясь только на визуальный поиск — этого времени катастрофически не хватит.
И если вы полагаете, что горы служат исключительно красивым видом из иллюминатора — увы, они также являются источником настоящего адского «воздушного коктейля» – так себе напиток...
Дело вот в чем: теплые воздушные потоки, поднимающиеся у склонов, сталкиваются с холодным воздухом, который опускается. Всё это перемешивается, миксуется, порождая сильнейшую турбулентность.
За плохой погодой – в Тибет
Тибет, бесспорно, капризен: вот сейчас светит ясное солнце, а через час уже начнется снегопад, еще через два — разразится гроза. Молнии, порывы сильного ветра, обледенение в облаках — все эти явления накатывают едва ли не за считанные секунды, напоминая сюжет из фильма-катастрофы.
И, конечно, есть еще один любопытный момент: Тибет находится неподалеку от зон с выраженными геомагнитными аномалиями. А это означает, что навигационное оборудование иногда может показывать неверное направление.
Фото: Игорь Журавлев. Источник: ria.ru
Быстрее, выше – дороже
Что ни говори, а авиация — затратное дело. И дело вот в чем: когда авиакомпании прокладывают маршруты, они просчитывают буквально все: начиная с расхода топлива и заканчивая износом шин при посадке. Относительно Тибета – здесь приходится лететь выше, чем того бы хотелось.
Оптимальная высота для такого лайнера, как Boeing 777 — порядка 10–11 тысяч метров. На этой высоте воздух достаточно разрежен, сопротивление на минимальном уровне, и самолет расходует топливо экономно.
А вот над Тибетом под ним уже находятся 4,5 километра непрерывных гор. И горные пики уходят в некоторых местах вверх на 8 км и более – это очень высоко. А для соблюдения всех требований безопасности необходимо подниматься еще выше, приближаясь к пределу возможностей самолета — к отметке 13+ тысяч метров.
То есть, речь о том, что двигатели работают с большим напряжением, топливо расходуется быстрее, а объем доступного для перевозки груза сокращается. Вывод: с чисто экономической точки зрения выгоднее просто облететь, чем лететь прямиком через горы.
Фото: личный архив. Источник: eugene.kaspersky.ru
Без разрешения – не пролететь
Иностранным авиакомпаниям необходимо получать специальные разрешения на осуществление полетов над Тибетом. Причем порой выдачи такого разрешения можно дожидаться весьма долго – китайская сторона часто с ними затягивает.
Кроме того, Тибет является так называемой зоной повышенной военной чувствительности. И хотя на картах, предназначенных для туристов, здесь отмечены лишь горы да монастыри, в реальности воздух там иногда бывает плотно насыщен радарными волнами.
Поэтому многие авиакомпании просто махнули на это дело рукой: им куда проще облететь эту территорию, чем ввязываться в эту бюрократическую гущу.
Фото: личный архив. Источник: eugene.kaspersky.ru
Но все же кто-то над Тибетом летает?
Да, такие смельчаки есть. И это китайские авиакомпании: Tibet Airlines, Air China, Sichuan Airlines — те самые «ребята», которые прекрасно знают местные горы.
В частности, они осуществляют рейсы, связывающие Лхасу с другими городами Китая. Для этого используются специально адаптированные лайнеры — например, модель Airbus A319 с усиленными системами подачи кислорода.
Также на территории функционирует несколько высокогорных аэропортов, в числе которых Лхаса Гонгар (на высоте 3600 м над уровнем моря) и один из самых высоких аэропортов на планете Чамдо Бангда (4334 м).
Пилотов, само собой разумеется, готовят специально для выполнения именно таких полетов.
В заключение напомним, что Тибет официально не закрыт для полетов. На карте вы не найдете никаких знаков красным крестом. Однако все факторы, начиная от природных условий и заканчивая политической обстановки и большими расходами, словно шепчут: «Не лезьте сюда без крайней необходимости».